 Корпорация PepsiCo за $700 млн. купит крупнейшего отечественного производителя соков «Сандора».
Cделка проводится от имени PepsiAmericas и аффилированной с ней PepsiCo. Как сообщили в Pepsi, покупка пройдет в два этапа. В ближайшее время компания приобретет 80% акций «Сандоры». Их цена — $542 млн. (эта сумма включает в себя кредитные обязательства компании на более чем $20 млн). В ноябре американцы докупят 20% акций, их стоимость может достигнуть $135 млн.
Для покупки и последующего управления соковым бизнесом в Украине покупатель создаст совместное предприятие, 60% которого будет принадлежать PepsiAmericas, а 40% — PepsiCo. PepsiAmericas будет ведать операционным бизнесом «Сандоры», а PepsiCo – развитием бренда.
Как сообщили «і» в «Сандоре», подписание документов произошло вчера в Украине. Напомним, что собственниками компании являются три человека: граждане Литвы Игорь Беззуб и Раймондас Туменас владеют по 45% акций компании, а резидент Украины Сергей Сипко — 10%. Когда сделка будет закрыта, украинец получит почти $70 млн. Из этих денег ему придется заплатить 25% налогов в украинский бюджет.
Аналитики отмечают, что «Сандора» стоит уплаченных за нее $700 млн. «Pepsi купила вхождение на рынок, в данном случае оценивались даже не мощности, а доля рынка и бренд», — говорит эксперт консалтинговой компании «ААА» Мария Колесник. Она напомнила, что «Сандора» имеет также значительные рыночные позиции на российском рынке: «На территории СНГ у них очень высокая узнаваемость бренда». По ее словам, позиции соков Rich, производимых прямым конкурентом Pepsi — компанией Coca-Cola, — гораздо слабее.
Однако в Coca-Cola не считают, что произойдет передел рынка. «Так как рынок развивается, то места хватит всем», — отмечает Олег Шевченко, менеджер «Кока-Кола Бевериджиз Украина ЛТД». Другие участники рынка соков уверены, что после смены обственника «Сандора» будет проводить более агрессивную политику. «То, что произойдет ужесточение конкуренции, факт», — отмечает аналитик корпорации «Рідна марка» (ТМ «Мрія») Денис Бедун. Он уверен, что Pepsi запустит на предприятии ряд собственных торговых марок, в дополнение к уже существующим ТМ. «Но это не сразу. В ближайший год новый владелец не будет ничего менять в политике “Сандоры”. Скорее всего, пройдет какой-то аудит», — предполагает он. Аналитики считают маловероятным наращивание мощностей — непосредственно перед продажей компании собственники уже увеличили производство. С другой стороны, соковики опасаются, что Pepsi, обладая беспрецедентными финансовыми и производственными ресурсами, отпугнет потенциальных инвесторов от украинского рынка соковой продукции. «PepsiСo добавит рисков возможным покупателям конкурентов “Сандоры”, — считает господин Бедун.
Однако в Антимонопольном комитете пока не считают сделку состоявшейся. Там отмечают, что разрешения на покупку компании не давали. Как пояснил руководитель отдела взаимодействия со СМИ и связям с общественностью Богдан Якимюк, договор между владельцами еще не означает окончательной покупки: “Обычно в договорах есть пункт: “при условии согласования со всеми компетентными органами”. А после того, как согласование получено, цена может может неожиданно вырасти”.
Напомним, что в Украине уже был случай отказа от сделки, когда собственники производителя безалгольных напитков “Росинка” — группа “Тект” — отказались от продажи компании международному венчурному фонду Advent International в пользу другого покупателя, предложившего более высокую цену, — польской профильной компании Maspex Wadovice. Американские СМИ вчера распространили информацию, что окончательное решение в пользу одного из претендентов на “Сандору” — Coca-Cola или Pepsi — еще не принято.
ООО “Сандора” (г. Николаев) — ведущий производитель брендированных упакованных соков и нектаров в Украине. Компания основана в 1995 г. и располагает двумя современными производствами в Николаеве и широкой сетью розничной дистрибуции.
За 2006 год чистая прибыль PepsiCo Inc. выросла на 38, 2% и достигла $5, 64 млрд.
|